Простые операторы

Для выполнения каких-либо действий в программе на языке Object Pascal применяются операторы. Операторы — это команды компилятору языка на выполнение определенных действий. Как мы уже отмечали ранее, все операторы делятся на простые и структурированные.

Напомним, что простые операторы не влияют на ход выполнения программы, т. е. сохраняют линейность выполнения команд программы.

Кроме рассмотренных ранее арифметических логических и строковых операторов, к числу простых операторов относятся:

Оператор присваивания

Данный оператор является наиболее часто используемым в программах на языке Object Pascal. Оператор присваивания записывается с помощью знака :=. Данный оператор применяется для присваивания значения, записанного справа от знака присваивания переменной, которая записана слева от знака присваивания:

А:=10; // Переменной А присваивается значение 10

Если справа от знака присваивания стоит не конкретное значение, а выражение, оно будет вычислено и присвоено переменной слева от знака присваивания:

А:=12*754+123; // В переменную А будет помещен конечный
                              // результат вычисления

Переменная и выражение справа должны быть одного и того же или совместимого типа. Слева от оператора присваивания допустимо помещать не только переменную, Но и элементы массивов, поля записей и другие объекты.

Пустой оператор

Пустой оператор мы уже рассматривали ранее. Он представляет собой точку с запятой и может быть расположен в любом месте программы, где допускается наличие операторов. Данный оператор не выполняет никаких действий, но бывает иногда необходим.

Составной оператор

Составной оператор — это группа операторов, которые заключены между операторными скобками begin и end и отделены друг от друга точкой с запятой.

Таким образом, составной оператор представляет собой следующую конструкцию:

begin
operator1; operator2;
. . . ;

operatorn; end; Такой оператор рассматривается как единое целое и может располагаться в любом месте программы, где допустимо наличие операторов.

Составные операторы могут быть вложены друг в друга. Например,

begin // Начало внешнего составного оператора
        operator1; 
        begin // Начало внутреннего составного оператора
operator2_1;
operator2_2;
. . . ;

operator2_k;
end; // Конец внутреннего оператора
. . . ;
operatorn; end; // Конец внешнего оператора

Количество вложений операторов друг в друга языком Object Pascal не ограничивается.

Оператор доступа

Оператор доступа предназначен для быстрого и удобного доступа к составным частям отдельных объектов. Например, удобно использовать оператор доступа при работе с полями записи. Если вы помните, для доступа к отдельному полю записи необходимо сначала указать имя этой записи и через точку — имя поля. Если нужно проделать несколько операций с разными полями записи, то оператор доступа использовать очень удобно.

Оператор доступа представлен следующим образом:

with объект do действие

Чтобы быстрее понять работу этого оператора, обратимся к листингу 3.3.

Листинг 3.3 Пример работы с оператором with

type TDate = record // Объявляем новый тип - запись с тремя полями
Day: Integer; // Поле День Month: Integer; // Поле Месяц
Year: Integer; // Поле Год end;
var OrderDate: TDate; // Объявляем запись OrderDate begin with OrderDate do // Далее оперируем с записью OrderDate
if Month =12 then begin
Month := 1;
Year := Year + 1;
end
else
Month := Month + 1; end;

Таким образом, при обращении к полям записи нам не нужно указывать имя самой записи.

Кроме обращения к полям записи, при помощи оператора доступа можно повысить удобство работы с объектами Kylix, которые мы рассмотрим во второй части книги.

Hosted by uCoz