Простые
операторы
Для выполнения каких-либо
действий в программе на языке Object Pascal применяются операторы. Операторы
— это команды компилятору языка на выполнение определенных действий. Как
мы уже отмечали ранее, все операторы делятся на простые и структурированные.
Напомним, что простые операторы
не влияют на ход выполнения программы, т. е. сохраняют линейность выполнения
команд программы.
Кроме рассмотренных ранее
арифметических логических и строковых операторов, к числу простых операторов
относятся:
Оператор присваивания
Данный оператор является
наиболее часто используемым в программах на языке Object Pascal. Оператор присваивания
записывается с помощью знака :=. Данный оператор применяется для присваивания
значения, записанного справа от знака присваивания переменной, которая записана
слева от знака присваивания:
А:=10; // Переменной
А присваивается значение 10
Если справа от знака присваивания
стоит не конкретное значение, а выражение, оно будет вычислено и присвоено переменной
слева от знака присваивания:
А:=12*754+123; // В переменную А будет помещен конечный // результат вычисления
Переменная и выражение
справа должны быть одного и того же или совместимого типа. Слева от оператора
присваивания допустимо помещать не только переменную, Но и элементы массивов,
поля записей и другие объекты.
Пустой оператор
Пустой оператор мы уже
рассматривали ранее. Он представляет собой точку с запятой и может быть расположен
в любом месте программы, где допускается наличие операторов. Данный оператор
не выполняет никаких действий, но бывает иногда необходим.
Составной оператор
Составной оператор —
это группа операторов, которые заключены между операторными скобками begin
и end
и отделены друг от друга точкой с запятой.
Таким образом, составной
оператор представляет собой следующую конструкцию:
begin
operator1; operator2;
. . . ;operatorn; end; Такой оператор рассматривается как единое целое и может располагаться в любом месте программы, где допустимо наличие операторов.
Составные операторы могут
быть вложены друг в друга. Например,
begin // Начало внешнего составного оператора operator1; begin // Начало внутреннего составного оператора
operator2_1;
operator2_2;
. . . ;
operator2_k;
end; // Конец внутреннего оператора
operatorn; end; // Конец внешнего оператора
. . . ;
Количество вложений операторов
друг в друга языком Object Pascal не ограничивается.
Оператор доступа
Оператор доступа предназначен
для быстрого и удобного доступа к составным частям отдельных объектов. Например,
удобно использовать оператор доступа при работе с полями записи. Если вы помните,
для доступа к отдельному полю записи необходимо сначала указать имя этой записи
и через точку — имя поля. Если нужно проделать несколько операций с разными
полями записи, то оператор доступа использовать очень удобно.
Оператор доступа представлен
следующим образом:
with объект do действие
Чтобы быстрее понять работу
этого оператора, обратимся к листингу 3.3.
Листинг 3.3 Пример работы
с оператором with
type TDate = record // Объявляем новый тип - запись с тремя полями
Day: Integer; // Поле День Month: Integer; // Поле Месяц
Year: Integer; // Поле Год end;
var OrderDate: TDate; // Объявляем запись OrderDate begin with OrderDate do // Далее оперируем с записью OrderDate
if Month =12 then beginMonth := 1;
Year := Year + 1;
end
else
Month := Month + 1; end;
Таким образом, при обращении
к полям записи нам не нужно указывать имя самой записи.
Кроме обращения к полям
записи, при помощи оператора доступа можно повысить удобство работы с объектами
Kylix, которые мы рассмотрим во второй части книги.